Пауло Коэльо
Воин Света
Выпуск 15
Кастаньеда и дух воина
Три истории из иранской мистики: Тюрбан Насредина, Подобно браку, Принимая сочувствие
Скромность воина отличается от скромности услужливого человека. Воин ни перед кем не преклоняет своей головы, но и никому не позволяет преклоняться перед собой. Услужливый человек, тем не менее, преклоняется перед любым, кого считает более сильным, и требует такого же поведения от тех, кто от него зависит.
Кастаньеда и дух воина
Карлос Кастаньеда был одним из авторов, которые сильно повлияли на мое поколение, несмотря на то, что никогда не были признаны академической средой как некто, достойный внимания. В память о нем публикую здесь выборку из его наиболее значимых текстов:
************************************************************************************
Самое трудное в этом мире – это усвоить дух и поведение воина. Ничем не помогут грусть, жалобы, ощущение того, что ты стал жертвой несправедливости, или думать, что кто-то наносит тебе вред. Никто ничего никому не наносит, и тем более воину.
************************************************************************************
Это не важно, как мы были воспитаны. То, что определяет нашу форму поведения, - это то, как мы распоряжаемся нашей волей. Человек – это сумма всех его побуждений, которые определяют форму его жизни и смерти.
Воля – это чувство, талант, нечто, что порождает в нас энтузиазм. Воля – это нечто, что приобретается, но для этого нужно бороться всю жизнь.
Начиная с момента нашего рождения, нам говорят, что мир такой или сякой, он сделан так или эдак. Естественно, что в течение некоторого времени мы верим в то, что нам говорят. Но вскоре уже нам необходимо отодвинуть все эти понятия в сторону и открыть наш собственный взгляд на реальность.
************************************************************************************
Скромность воина отличается от скромности услужливого человека. Воин ни перед кем не преклоняет своей головы, но и никому не позволяет преклоняться перед собой. Услужливый человек, тем не менее, преклоняется перед любым, кого считает более сильным, и требует такого же поведения от тех, кто от него зависит.
************************************************************************************
В словах плохо то, что они заставляют нас чувствовать себя просвещенными, всепонимающими. Но когда наступает момент, когда нам нужно столкнуться с внешним миром, мы видим, что реальность полностью отличается от того, о чем мы спорили, и что мы слушали. По этой причине воин старается действовать и не тратить время на пустые разговоры. Именно через действие он открывает значение того, что происходит в его повседневной жизни, и принимает творческие и оригинальные решения.
************************************************************************************
Обычный человек думает, что отдаться своим сомнениям и заботам – это признак чувствительности, духовности. Действуя таким образом, он отдаляется от истинной сути жизни, потому что его микроскопический смысл превращает его в святого или в чудовище, которым он себя представляет, и прежде, чем он отдает себе отчет в этом, становится жертвой ловушки, которую сам же и создал. Такие люди любят, чтобы им говорили, что они должны делать, но еще больше они любят не следовать этим добрым советам только ради того, чтобы насолить той доброй душе, которая в определенный момент о них позаботилась.
************************************************************************************
Лишь воин может выдержать путь познания. Воин ни на что не жалуется, ни о чем не сожалеет, не думает, что испытания могут быть хорошими или плохими. Испытания – всегда испытания.
************************************************************************************
Мир – бездонный и загадочный, и все мы такие. Искусство воина заключается в том, чтобы уравновесить ужас человеческого бытия и чудо человеческого бытия.
Три истории из иранской мистики
Тюрбан Насредина
Хаджа Насредин появился при дворе в изысканном тюрбане, прося милостыню.
- Ты пришел просить у меня денег, и тем не менее на голове у тебя очень дорогое украшение. Сколько тебе стоила такая удивительная вещь? – спросил владыка.
- Пятьсот золотых монет – ответил суфистский мудрец.
Министр прошептал: "Это неправда. Никакой тюрбан не стоит такого состояния".
Насредин настаивал:
- Я пришел сюда не только для того, чтобы просить милостыню, я пришел сюда также ради сделки. – Я заплатил столько денег за тюрбан, потому что знал, что только один владыка в мире может купить у меня его за шестьсот монет, чтобы я мог отдать эту прибыль бедным.
Султан, польщенный, заплатил Насредину сумму, которую он попросил. Когда он вышел, мудрец сказал министру:
- Ты можешь знать точную цену тюрбана, но я лучше знаю, до какого предела может довести человека тщеславие.
Подобно браку
Насредин провел всю осень в посеве и уходе за своим садом. Весной распустились цветы, и Насредин обратил внимание на одуванчики, которых он не засеивал. Насредин вырвал их, но семена уже разлетелись, и выросли другие одуванчики. Тогда он попытался найти яд, который бы повлиял только на одуванчики. Какой-то специалист сказал ему, что любой яд убъет и другие цветы. В отчаяньи он попросил совета у одного садовника:
- Это подобно браку – сказал садовник. – Всегда рядом с хорошим появляется что-то нежелательное.
- И что мне делать? – спросил Насредин.
- Ничего. Несмотря на то, что эти цветы ты не планировал сажать, они уже являются частью твоего сада.
Принимая сочувствие
-Как нам очистить мир? – спросил один ученик.
Ибн Аль Хусейн ответил:
- В Дамаске жил один шейх по имени Абу Муса аль-Кумаси. Все почитали его за мудрость, но никто не знал, был ли он хорошим человеком. Однажды вечером из-за недостатка в постройке обвалился дом, где жил шейх со своей женой. Соседи в отчаянии начали откапывать руины, и нашли жену шейха. Она сказала: "Оставьте меня. Спасите сначала моего мужа, который сидел примерно вон там". Соседи все перевернули в указанном месте, и нашли шейха. Он сказал: "Оставьте меня. Спасите сначала мою жену, которая лежала примерно там". Когда кто-нибудь действует как эта пара, он очищает весь мир.
|