Человек может прожить без пищи около сорока дней. Без воды он может протянуть от силы дней шесть-семь. Без тепла - несколько часов. Без воздуха - одну-две минуты.
О голоде
4.01.2003
Человек может прожить без пищи около сорока дней. Без воды он может протянуть от силы дней шесть-семь. Без тепла - несколько часов. Без воздуха - одну-две минуты. Мы зависим от пищи, потому что тело наше создано из тех же элементов, что и пища. Еще сильнее мы зависим от воды, потому что жидкость преобладает в нашем теле. Огонь лежит в основе всех процессов, происходящих в теле, поэтому мы не можем жить без тепла, но еще сильнее мы зависим от воздуха, потому что воздушные потоки поддерживают душу в теле. (Русские слова "дух", "душа" и "воздух" происходят от одного корня).
Чем тоньше элемент, тем сильнее наша зависимость от него. Почему? Потому что чем тоньше элемент, тем сильнее его связь с глубинной природой тела и процессами, протекающими в нем.
Но какова глубинная природа души? Душа создана не из праха, не из воды и даже не из воздуха. Душа состоит из любви. Нет ничего тоньше и эфемернее любви и ничего сильнее ее. Жажда сильнее голода. Потребность в тепле сильнее жажды. Потребность в воздухе сильнее потребности в тепле, но потребность любить и быть любимым гораздо сильнее, чем даже потребность в воздухе. Сказать, что любовь нужна нам, как воздух, - значит не сказать ничего.
В обусловленном состоянии материального бытия изначальная любовь, излучаемая душой, преломляясь сквозь материальные оболочки, принимает форму веры. Поэтому Кришна говорит в "Бхагавад-гите" (17.3): шраддха-майа йам пурушах - "Душа, обусловленная гунами материальной природы, состоит из веры". Нет боли в этом мире сильнее, чем боль подорванной веры. Нет раны незаживаемей, чем рана, нанесенная нашей вере.
Христианская формула "вера-надежда-любовь" отражает эволюцию духа, придавленного материей. Шраддха-ратир-бхактир анукрамишйати (Бхаг.,3.25.25) - вера, привязанность и любовь последовательно прорастают в сердце человека, идущего путем бхакти.
Искорка веры, шраддхи, разгораясь все сильнее в сердце человека, сжигает в нем всю грязь и порождает горячую, безрассудную надежду на встречу с Богом. На санскрите эта ступень называется рати, "привязанностью", или бхавой, преддверием любви. Иоанн Лествичник называет ее "сокровищем до обретения сокровища" - любви еще нет, но то, что уже есть у нас, ценнее самых больших богатств.
Рупа Госвамипад говорит, что одним из признаков бхавы является аша-бандха - неистребимая надежда на любовь, горящая в смиренном сердце бхава-бхакты.
на према шраванади-бхактир апи ва його 'тхава ваишнаво
джнанам ва шубха-карма ва кийадихо садж-джатир апйасти ва
хинартхадхика-садхаке твайи татхапйаччхедйа мула сати
хе гопиджанаваллабха вйатхайате ха ха мадашаива
(Бхакти-расамрита-синдху, 1.3.35)
"О Гопиджанаваллабха, Возлюбленный гопи, почему моя надежда причиняет мне такую боль? Вдруг я понял, что у меня нет ни крошки любви к Тебе. Мне нечем похвастаться: я не слушаю Имя Твое и речи мои обращены не к Тебе. Я не могу надолго погружаться в размышления о Тебе или служить вайшнавам. Знание? Откуда оно у меня? Добрые дела? Их тоже как не было, так и нет. О моей родословной лучше даже не думать - едва ли мое происхождение поможет мне приблизиться к Тебе. И даже когда я думаю о Тебе, на самом деле я думаю только о себе и о том, как хорошо мне будет, когда я окажусь рядом с Тобой. Что остается мне делать? На что надеяться? Только на то, что к самым падшим Ты проявляешь особую милость, и потому я все равно надеюсь на то, что когда-нибудь Ты преобразишь мою надежду и мое неистребимое желание счастья
превратится в желание видеть счастливым Тебя".
А когда надежда (рати) превращается в любовь (прему, или бхакти), она изгоняет из нашего сердца уныние, иллюзии, голод, жажду, старость и смерть. Только любовь может исполнить все наши желания, и потому человек, обретший подлинную любовь, перестает зависеть от пищи, воды, тепла и даже воздуха.
нитйо нитйанам четанаш четананам
эко бахунам йо видадхати каман
(Катха-упанишад, 2.2.13)
Единый Господь испокон веков исполняет желания бесчисленных живых существ. Какие желания? Чего все мы в конце концов хотим? Только любви. Это наше вечное предназначение и наша вечная природа. И только Он (Бог, Кришна, Видхух) может дать нам (видадхати) любовь и навсегда утолить сжигающие нас голод и жажду.
Я дух от Духа, а не плоть от плоти.
Я свет от Света, не от крови кровь.
Я звук от Звука: там, в последней ноте
Слышна меня создавшая любовь.
Я мысль от Мысли, вечности крупица.
Я - крошка хлеба на Твоем столе.
Ты - небо необъятное. Я - птица,
Парящая в бездонной вышине.
Я боль от Боли и от Воли - воля,
я искорка блаженства Твоего.
Я пахарь, мое тело - поле.
Ты - жнец, хотя Тебе не нужно ничего.
Ты - сеятель, я - крохотное семя,
Согретое лучом Твоей любви.
Ты - корень, я - листок. Мгновенье я, Ты - время.
Я - Твой цветок, сорви меня, сорви.
Я - капелька дождя. Ты - туча дождевая.
Песчинка я на берегу морском.
Я рвусь к Тебе, Тебя не узнавая,
Все время забывая, кем ведом.
Любовь Твоя - закон мой непреложный.
Я дух от Духа и от Света свет.
Твоею правдой жив, хотя питаюсь ложью,
И если я - вопрос, то Ты - ответ.
Я капелька в безбрежном океане,
я - лучик света, меркнущий во тьме.
Ты - милость. Я - на милость упованье:
Рука Твоя протянута ко мне.
Из веры соткан я, нет крепче этой веры:
Вернись ко Мне, когда придет мой срок,
И сделайся моей извечной мерой,
Чтоб по Тебе себя я мерить мог.
Там, во Вриндаване Ты плачешь, как ребенок,
Ты голоден. Ты просишь о любви.
Хотя я далеко, Твой голос звонок:
Откликнусь я, зови меня, зови!
Я дух от Духа, а не плоть от плоти,
я свет от Света, не от крови кровь,
я звук от Звука, там в последней ноте
слышна меня создавшая любовь.
Из дневника Бхактивигьяны Госвами Махараджа
http://www.saranagati.kiev.ua |